15 марта – всемирный день защиты прав потребителей. ИНФОРМАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

По теме: защита прав потребителей при оказании услуг мобильной связи.
Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.
Из истории:
15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Джон Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:
1. Право на информацию.
2. Право на безопасность.
3. Право на выбор.
4. Право быть услышанным.
5. Право на возмещение ущерба.
6. Право на потребительское образование. 
Всемирная организация союзов потребителей (ConsumerInternational — CI) дополнила список прав потребителей дополнительными двумя пунктами:
1. Право на удовлетворение базовых потребностей.
2. Право на здоровую окружающую среду.
Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты в большом количестве стран.
В России:
«Защита прав потребителей» — исторически сложившееся понятие, введенное Законом «О защите прав потребителей», который был принятым Верховным Советом РФ от 7 февраля 1992 года. Оно должно было указывать на начало перестройки российского общества, ориентацию экономики на нужды потребителя, поскольку все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, представленного преимущественно государственными организациями. В дальнейшем Закон Российской Федерации о защите прав потребителей претерпел ряд редакций, конкретизировавших его положения.
Правовую основу отношений между исполнителем (оператором связи) и потребителями (абонентом) услуг подвижной связи составляют положения: Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» во взаимосвязи с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328.
Защита прав потребителей при предоставлении услуг мобильной связи.
Нередко абоненты за границей сталкиваются и с такой проблемой как предоставление кредита или отключение связи.
Сразу уточним: если с вас требуют задолженность, ссылаясь именно на кредит - то есть оператор настаивает, чтобы вы оплатили и саму связь, и проценты по использованной сумме кредита, вы вправе заявить о навязанной услуге. В самом деле: если потребитель не давал согласия на оказание кредитной услуги (для ее одобрения зачастую требуется отправить sms на короткий номер), то, предоставляя кредит "по умолчанию", оператор нарушает пункт 21 Правил оказания услуг подвижной связи (утверждены Постановлением правительства РФ от 25 мая 2005 года № 328).
Согласно этому пункту оператор связи не вправе навязывать абоненту дополнительные услуги, оказываемые за отдельную плату. В свою очередь, абонент вправе отказаться от оплаты услуг, предоставленных ему без согласования и не предусмотренных договором, на основании подпункта "в" пункта 27 данных Правил. Эти аргументы вы можете смело изложить в письменном заявлении своему оператору.
Оператор отключил связь за неуплату, а после погашения задолженности медлит с восстановлением доступа к услугам. А то и вообще отказывается снова включать роуминг, требуя личной явки в офис абонента или его представителя с доверенностью. "Это однозначно неправомерно". Помните и используйте в качестве аргумента следующее правило: согласно подпункту "е" пункта 25 Правил оператор обязан возобновлять оказание услуг связи в течение трех дней с момента (даты) получения оплаты.
В случае задержки вступают в силу нормы об имущественной ответственности оператора за ненадлежащее исполнение обязательств (пункт 57 Правил). А именно: абонент вправе потребовать выплату неустойки в размере 3% стоимости услуги связи за каждый день/час просрочки предоставления услуг. Конкретная схема расчетов - от какой суммы отталкиваться, учитывать дни или часы - зависит от условий договора и вида тарифного плана абонента.
Важный нюанс, который полезно помнить: согласно пункту 31 Правил оказания услуг подвижной связи соединение продолжительностью менее 3 секунд не учитывается в объеме оказанных услуг связи. Проще говоря, если ваше соединение длится до 3 секунд, требовать оплату оператор не вправе.
В то же время не забывайте: к ответу, с момента которого отсчитывается соединение, приравниваются сигнал автоответчика, момент срабатывания определителя номера, а также любого абонентского устройства, обеспечивающего возможность обмена информацией при отсутствии вызываемого лица (пункт 41 Правил).
В случае, если при пользовании сотовым телефоном Вы обнаружили один из видов нарушений со стороны оператора, смело отстаивайте свои права, обращайтесь в соответствующие контролирующие службы, консультативные центры, зарегистрированные в установленном порядке общества защиты прав потребителей, а так же в суд.
Заместитель начальника ТО Роспотребнадзора
в Опочецком, Красногородском,
Новоржевском, Пушкиногорском,
Пыталовскомрайонах.                                                                             В. М. Шараков